Нажмите на часть острова на карте для перехода к ее описанию.
Согласно мифологии, остров назван в честь его первого жителя - Тасоса, сына Посейдона. Согласно Геродоту, Тасос был финикийцем, искавшим по всей Греции похищенную Зевсом красавицу Европу. Еще одна версия объясняет происхождения названия острова от слова «дасос», то есть «лес».
В начале VII в. до н.э. Тасос заселили выходцы с Пароса. С этих пор начался бурный расцвет острова, его считали «северными Афинами». Тасос обладал крупным флотом (до 60 трирем), столица была защищена мощной крепостью. В начале V в. до н.э. Персидская империя под управлением Дария I завоевала северный берег Эгейского моря. Тасос, хоть и оставался независимым, под нажимом персов был вынужден уничтожить свой флот и срыть укрепления. После поражения персов при Фермопилах (480 г. до н.э.), островитяне все восстановили. Тасос заключил союз с Афинами, который позже, в 465 г., разорвал из-за высоких налогов. Афинянам это не понравилось и они напали на остров. После двух лет осады столицы, островитяне сдались и снова были вынуждены уничтожить свой флот и срыть укрепления.
В римские и византийские времена Тасос оставался важной провинцией империи, под его управлением находилась большая территория на материке. С VII в. над островом стала постоянно нависать угроза пиратских набегов, вынуждавшая жителей выселяться с прибрежных территорий и строить деревни дальше от берега в горах. Так возникали двойные поселения: одна его часть на берегу («Ска́ла», что значит «лестница», «подножка»), другая в глубине острова. В общем, эта история типична для греческих островов. А название «Скала» в том же значении, как мы знаем, присутствует и на Лесбосе.
В течение XIII - XIV вв. Тасос постоянно менял хозяев, ими становились византийцы, венецианцы, генуэзцы. В 1414 г. остров захватил генуэзец Джакомо Гаттелузио. Он приглашал своих соотечественников из Италии и пытался возродить былое величие Тасоса, перестроив часть древнего города. Семья Гаттелузио правила до 1445 г., пока остров не захватили турки.
Турки депортировали большую часть населения Тасоса, сделав его почти необитаемым. С 1770 по 1774 гг., во время знаменитой Архипелагской экспедиции графа А. Орлова, островом владела Россия.
В 1813 г. турецкий султан подарил Тасос правителю Египта Мехмету Али, который родился в Кавале, а детство провел на Тасосе, в деревне А́гиос Гео́ргиос. Мехмет Али освободил остров от большинства налогов, что, однако, не помешало местным жителям в 1821 г. поднять восстание, закончившееся неудачей. В 1902 г. власть над островом снова вернулась к Османской империи, вместе с налогами. В 1912 г. греческий флот освободил Тасос от османского ига, и через год остров официально стал частью греческого государства.
Тасос с древних времен был, и остается по сей день местом добычи белоснежного мрамора. Известны древние разработки на берегу моря в Алики́, а в наше время мрамор добывают в открытых шахтах, разбросанных по территории острова.
В наше время Тасос, из-за обилия растительности называемый «изумрудным островом», стал популярным местом отдыха. Особой популярностью остров пользуется у жителей Болгарии и Румынии, а также у греков с близлежащего материка. Они живут сравнительно недалеко и могут приехать сюда на собственном автомобиле.
На острове нет аэропорта, ближайший из аэропортов «Мегас Александрос» находится между Керамоти и Кавалой. Как уже отмечалось, российские туроператоры начали пускать туда чартерные рейсы, но пока мало. Большинство российских туристов прибывает на Тасос из аэропорта города Салоники, большого, но довольно отдаленного от острова. Некоторые, например мы, прибывают из аэропорта города Александруполи, тоже довольно отдаленного от Тасоса, но ближайшего к другому острову - Самотраки.
Попасть с материка на остров можно только на пароме. Есть два пути, в обоих случаях паромы переправляют как пассажиров, так и их автомобили. Первый путь: из Кавалы в Ска́ла При́ну (порт на северо-западе Тасоса), более дорогой и долгий, так как паромов здесь меньше, идут они дольше и поэтому цена билета выше. Он подходит для тех, у кого нет личного автотранспорта. Остановка междугородних автобусов в Кавале находится близко к порту. Второй путь: из Керамоти в Лименас. Он короче и дешевле. Цена для пассажира - 3 евро, для маленького автомобиля - 16 евро. Время в пути - около 40 минут. Паромы идут каждые полчаса, так что если и нужно знать расписание, то только первого и последнего парома. О расписании и ценах можно узнать здесь.
Для нас это был первый опыт паромной переправы на машине, так что об этом я расскажу поподробней. Перед площадкой, на которой происходит загрузка на паром, на дороге выстраивается очередь из автомобилей. Пока парома нет, или он только пришел и идет из него выгрузка, очередь на загрузку стоит и водитель может пройти к кассе, это там где самое начало очереди, и купить билеты. При этом нужно сказать кассиру марку автомобиля, чтобы он мог определить его размеры и выдать соответствующий билет. Как покупать билеты, если вы приехали во время загрузки и движущейся очереди, сказать не могу, так как мы в такую ситуацию не попадали. В трех случаях из четырех наших паромных переправ, мы приезжали заранее и были в числе первых. И один раз, при переезде из Тасоса в Керамоти, мы приехали в порт когда загрузка только что закончилась. Я медленно ехал, высматривая билетную кассу, и тут работники порта жестами призвали меня ехать быстрее прямо на паром. Я так и сделал, успев въехать на судно в последний момент. Билеты были куплены уже на борту.
Перед въездом на паром к водителю подходит человек, проверяет билеты и выгоняет из автомобиля всех кроме водителя. Они должны выйти из машины, взять свои билеты и идти на борт пешком как остальные пассажиры. Водитель въезжает на борт и следует указаниям регулировщиков, чья задача состоит в том, чтобы поместить ваш автомобиль в нужное место. Они пользуются для этого жестами и несколькими словами, среди которых «аристера́» - налево и «дексья́» - направо. Машины набиваются так плотно, как только возможно. Поэтому водитель перед запиранием автомобиля и уходом на верхние палубы должен взять с собой все необходимое на время переезда, так как пробраться к машине до выгрузки в пункте назначения скорее всего не удастся.
Нос и корма парома представляют собой подъемные платформы, по которым автомобили въезжают на борт и выезжают на сушу. То есть паром «открывается» с обеих сторон и въехав с одной стороны, выезжать вы будете с другой не меняя при этом направления движения. Это ускоряет процесс погрузки/выгрузки и до минимума сокращает движение задним ходом на борту.
|