Эрикуса

Маршрут Агиос Стефанос - Сидари - Эрикуса

Диапо́нтии - это три маленьких островка, расположенные к северо-западу от Керкиры. Самый большой и дальний - Отони́. Самый маленький и близкий - Матра́ки. Эри́куса лежит севернее остальных, имеет круглую форму, два километра в диаметре и население около 700 человек. Остров получил название из-за вереска ("эрики"), растущего здесь повсеместно.

Туристическая компания из Агиос Стефаноса "San Stefano Travel" организует поездки на Эрикусу из здешнего порта по средам и воскресеньям. Билеты (19 евро) продаются в двух конторах компании, расположенных в поселке (возможно также и в Сидари, поскольку корабль туда заезжает). По субботам можно посетить два острова: Матраки и Эрикусу (25 евро), я так и планировал, но прозевал с покупкой билетов к нашей единственной свободной субботе.

Поездка была назначена на среду. Единственный день наша машина простояла без дела, до порта я шел пешком. Дорога от дома до порта, по утренней свежести, прошла легко и приятно; дорога обратно, по дневной жаре, оказалась не такой легкой и совсем не приятной, пришлось пожалеть о неиспользованном автомобиле.

Наш маленький кораблик "Nearchos" принял на борт несколько пассажиров, вышел из порта в 9.30 и взял курс на Сидари, проплывая вдоль живописного скалистого берега, мимо пляжа Перуладес, мыса Драстис. В 10.15 мы прибыли на причал Сидари, загрузились под завязку и направились к Эрикусе.

Нажимайте на картинки для их увеличения.

Преодолев 15 километров (8 морских миль), в 11.20 "Неархос" достиг порта Эрикусы в деревне По́рто. Всего на острове 6 селений по 20 домов в каждом. Возле причала расположена карта острова со всеми его немногочисленными местами, здесь же имеются указатели направлений до этих мест.

От порта тянется великолепный песчаный пляж, длинный и малолюдный. На дальнем его конце в своих палатках обитает несколько "диких" туристов. Именно здесь я провел большую часть своего недолгого пребывания на острове, хотя и не являюсь большим любителем пляжного отдыха.

Проходя мимо немногочисленных отдыхающих на пляже, я услышал русскую речь, что оказалось для меня большой неожиданностью. Именно здесь, на этом совершенно неизвестном у нас острове, я меньше всего ожидал встретить русских. Я ошибался, наши - везде!

Над портом возвышается небольшой холм с вертолетной площадкой на вершине. Рядом стоит маленькая церковь Святого Георгия с необычным куполом, украшающая собой замечательный вид сверху на остров.

В 15.00 "Неархос" собрал пассажиров и отправился в обратный путь, высадил большинство народа в Сидари и пошел дальше. При подходе к Агиос Стефаносу море начало основательно штормить, раскачивая наш маленький кораблик и обдавая брызгами его пассажиров. Наконец, согласно расписанию, в 16.55 мы прибыли в порт.

Пакси - Андипакси

Маршрут Керкира - Лефкимми - Лакка  - Андипакси  - Гайос

Остров Пакси́ (Паксос) расположен в 13 км (7 морских миль) к югу от Керкиры и имеет 19 кв. км площади и 2,2 тыс. человек постоянного населения. Остров Анди́пакси (Антипаксос) находится еще дальше на юг, в 2 км (1,1 морских миль) от Пакси, площадь - 6,5 кв. км, население - 24 человека. Оба острова, как и Керкира, относятся к группе Ионических островов.

Экскурсионные круизы на эти острова осуществляет компания "Ionian Cruises".Билет я купил в кассах у входа в Новый порт города Керкиры за день до поездки за 30 евро. Впрочем, билеты можно купить в любом турагенстве на острове, в цену включат оплату трансфера от вашего курорта до Нового порта или до порта Лефкимми.

В назначенный день я встал пораньше и выехал за полтора часа до 9.00 - времени отправления. На воротах порта висела надпись о том, что парковка на территории запрещена, поэтому я оставил машину на улице соседнего жилого района и прошел к своему кораблю, пришвартованному недалеко от ворот. Небольшое прогулочное судно "Ionian Sun" принимало туристов, в основном приезжавших на автобусах. Рядом стоял еще один такой же корабль "Antigoni", который потом всю поездку держался поблизости от нас. Путешествие сопровождали комментарии гидов на нескольких языках, в том числе на русском. Причем на русском, как показалось, они были самые подробные.

Отчалив в 9.20, мы обогнули Старую крепость и пошли вдоль восточного берега Керкиры. Вдалеке виднелись Мон Репос, Канони, затем Букарис, Мессонги. Остановились в порту Лефкимми, на борт зашла небольшая группа туристов. Пройдя вблизи южного края острова, Кавоса, Аспрокавоса, наш корабль взял курс на Пакси.

Первая остановка - деревня Ла́кка на северном берегу острова в живописной бухте, заполненной яхтами. Здесь мы стояли полтора часа, с 11.00 до 12.30. В деревне много красивых, покрытых цветущей зеленью домов. Я пообедал, купив в местной кондитерской ("захаропластио") пару пирогов (один со шпинатом и сыром, другой с медом и орехами).

Далее наш путь лежал вдоль обрывистого западного берега Пакси, образованного высокими белыми скалами.

В этих скалах кое-где встречаются неглубокие пещеры. Мы остановились у самой большой из них, Ипапанди́, названной в честь церкви, расположенной наверху и невидимой с моря. Корабли по очереди, сначала "Antigoni", потом мы, целиком входили в эту пещеру, стояли там пару минут и выходили задним ходом.

Далее мы остановились возле трех расположенных в ряд пещер поменьше (Аха́и); прошли между берегом и высоким скалистым островком Орто́литос; мимо скалы Трипито́с в форме арки.

Обогнув с юга Пакси (здесь возле него расположены два островка Монгони́си и Калтсони́си), мы направились к восточному берегу Андипакси, где расположено несколько бухт с песчаными пляжами. Капитан сначала не мог определиться с местом стоянки, наконец мы остановились у скалы возле одного из пляжей. Здесь можно прямо с корабля спуститься в море, поплавать поблизости в прозрачной бирюзовой воде, залезть на камни, проплыть сквозь маленькую пещерку в скале. Все это удовольствие длилось недолго, всего полчаса. В 14.00 мы отправились дальше.

Мы возвратились к Пакси, на этот раз плыли вдоль восточного его берега. В 14.50 мы подошли к поселку Га́йос, столице острова. Поселок назван в честь одного из учеников апостола Павла - Святого Гая, проповедовавшего в этих местах. Здесь к берегу примыкают два островка, Панаги́я и А́гиос Нико́лаос. Последний образует с берегом Пакси закрытую бухту в виде узкого пролива. В этой бухте расположены два порта, к одному из них, поменьше, мы и причалили.

Сойдя на берег, первым делом я направился по дороге, ведущей от поселка в северном направлении. Прошагав полтора километра подъема, я оказался у цели: это место у обочины, откуда открывается замечательный вид с холма на Гайос, острова и пролив.

Спустившись обратно в поселок, я немного прошелся по улицам, по живописной набережной, вдоль который расположена бесконечная вереница лодок и яхт. На центральной площади расположена церковь Святых Апостолов. На набережной стоит позеленевший от времени памятник местному герою Гео́ргиосу Анемоя́ннису. В 1821 г., во время войны за независимость, он пытался поджечь турецкий флот, стоявший в бухте На́фпактоса (Коринфский залив), но был схвачен и принял мученическую смерть. Чуть дальше находится небольшой каменистый пляж.

В 17.00 наш корабль собрал пассажиров и отправился в обратный путь и около 19.00 - 19.30 прибыл в Новый порт Керкиры.

Заключение

Итак, поездка завершена. Наше желание посетить лесную Грецию осуществилось. Керкира - это, наверное, самый "зеленый" остров в стране. Более влажный и менее жаркий климат создает прекрасные условия для разнообразных форм жизни.

Керкиру, также как и Крит, с полным правом можно назвать оливковым островом, однако оливковые деревья здесь совершенно другие. Если на Крите - это небольшие садовые деревья, вроде яблони, растущие, в основном, на возделываемых полях, то здесь - это довольно высокие и развесистые "дубы", образующие собой лесные массивы, которые покрывают значительную часть острова.

Даже применение этого растения на Керкире отличается от привычного. Вместо плодов и масла здесь пользуется спросом изделия из древесины оливкового дерева. За пределами населенных пунктов попадаются специализированные магазины, торгующие только этим (посуда, шкатулки, статуэтки, прочие детали интерьера). В одном из них мы изрядно поистратились перед отъездом. Впрочем, этот продукт входит в стандартный сувенирный набор, наряду с кумкватом и медом, и его можно купить в любом сувенирном магазине на острове.

Чего не скажешь о местном масле и оливках. Часто под деревьями можно увидеть пластиковые сетки для сбора плодов, во время нашего пребывания свернутые в рулоны. Но нигде я не встречал в продаже продукты, полученные в результате этих сборов. Я думаю, когда-то местные маслоделы не выдержали конкуренции с коллегами из других районов Греции (возможно, из-за запрета Евросоюза на применение инсектицидов для борьбы с маслинной мухой), оставили деревья "стареть", и сейчас собирают оливки лишь для внутреннего потребления, не пропадать же добру.

Другая форма жизни, чрезвычайно распространенная на острове - это насекомые. В отличие от Дж. Даррелла, мы не старались обращать внимание на эту форму, но совсем не замечать ее здесь невозможно. В наших апартаментах кроме нас обитало неисчислимое количество микроскопических муравьев. Как только на пол попадала крошка пищи, обычно остающиеся незаметными, они образовывали длинные караваны к ней, создавали вокруг нее гигантское столпотворение. Впрочем, эти создания настолько малы, что заметить их скопление можно лишь хорошо приглядевшись.

Один из минусов острова - вездесущие осы (или пчелы, или и те и другие, мы так и не поняли). Они летают вокруг тебя даже на пляже, доставляя некоторое беспокойство. Впрочем, к этому привыкаешь.

Другой минус - вездесущие туристы. Остров очень популярный и сравнительно небольшой, поэтому найти, например, безлюдный пляж довольно сложно, нам не удалось. Есть пляжи малолюдные: почти все на юге, Альмирос и Каламаки на севере. Кроме того, Керкира имеет высокую плотность местного населения, деревни здесь размещаются заметно плотнее чем, например, на Крите.

Теперь о дорогах. Есть несколько скоростных трасс, есть обычные двухполосные дороги. Основная же их масса - это асфальтированный проселок с одной полосой движения в обе стороны, так что при встречном транспорте приходится тормозить и жаться к обочине, иногда останавливаться. Особенно острые ощущения появляются во время проезда через какую-нибудь деревню, которая, как правило, расположена на склоне холма и изобилует крутыми поворотами с подъемом или спуском. Дорога здесь сужается максимально, и водитель начинает испытывать двойственное чувство. С одной стороны, нужно ехать медленно и осторожно; с другой - хочется поскорее проскочить это гиблое место, чтобы не нарваться на встречного (не дай Бог - это автобус или грузовик).

Впрочем, все вышеперечисленные минусы перевешивает один большой плюс - красота здешних пейзажей, особенно прибрежных. Природа постаралась: высокие холмы, спускающиеся к морю и покрытые оливково-кипарисовым лесом; отвесные скалы причудливой формы и расцветки; удивительно прозрачное море, переливающееся множеством оттенков, от темно-синего до светло-зеленого. Внес свой вклад и человек: средневековые крепости, монастыри, церкви, колокольни, дворцы, деревенские домики, даже многоэтажные здания отелей прекрасно дополняют собой природную красоту.

Побережье острова усыпано множеством пляжей на любой вкус: камень, галька, песок. У многих - довольно пологий вход в море.

Город Керкира - один из лучших из тех, где мы побывали. Старый город внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Если преобладающим цветом домов на Кикладских островах является голубой, то здесь - розовый. Розовый, малиновый, оранжевый, бордовый, коричневый - вместе с белым представляют всю цветовую гамму здешней архитектуры.

По церковной архитектуре остров заметно отличается от остальной Греции, по крайней мере от тех мест, где мы были. Практически отсутствуют церкви с центральным куполом, единственное виденное мною исключение, католическая Панагия Тенеду возле Новой крепости.

Типичной церковью, и, думаю, образцом для строительства других, является столичная церковь Святого Спиридона. Обычный прямоугольный двухэтажный дом с двускатной крышей. Рядом - высокая квадратная колокольня, увенчанная вытянутым бордовым куполом. Распространены также обычные для Греции плоские звонницы.

Как и на Крите, здесь встречаются миниатюрные церкви на постаментах у дороги, хоть и в меньшем количестве.

С Керкиры можно осуществлять поездки на другие острова и на материк. Компания "Ionian Cruises", кроме описанного мною, совершает круизы с остановкой в Парге, а также в Албанию (для обладателей мультивизы). При желании можно переправиться на материк самостоятельно, пользуясь паромом из столицы острова в Игуменицу (город на побережье Эпира), и съездить с ночевкой в Янину и к Метеоре, впрочем, тут много интересных мест и есть выбор.

В заключение хочу сказать, что Керкира - это замечательный остров, идеальное место для совмещения пляжного отдыха с обретением эстетического удовлетворения.

21.03.2009

Разрешается использовать в любых целях, но только в неизменном виде и при условии упоминания имени автора (CC-BY-ND). Автор Андрей К.