Лесбос

Предыстория

Очередным пунктом в нашей греческой эпопее был выбран именно этот остров. Почему Лесбос? Потому что в этой части Греции мы еще не были; потому что это довольно большой остров, как нельзя подходящий для самостоятельных автовылазок; потому что это нетуристический и совсем не массово-туристический остров, то есть больших отелей здесь нет, также как и чартерных авиарейсов; ну и потому что мало кто из русских здесь бывал, и еще меньше тех из них кто об этом написал.

Естественно, вся организация поездки проводилась самостоятельно. Как обычно, на сентябрь, но в этот раз на первую половину, с 1 по 15.

Еще в феврале были куплены авиабилеты Москва - Афины - Митилини и обратно Аэрофлотом и Эгейскими авиалиниями. Эгейцы в мае поменяли расписание, так что пришлось перекраивать весь маршрут. В итоге получился восьмичасовой интервал между рейсами в Афинах при прилете, и трехчасовой при возвращении. Была идея съездить из аэропорта в город во время длинного интервала, но мы от нее отказались.

Афинский аэропорт стал для нас как родной. В этот раз удалось побывать там в часовне на третьем (то есть на втором по местному) этаже. А основное время мы проводили в зоне прилета на первом (нулевом) этаже с правой стороны, ближней к башне. Народу там обычно мало и всегда есть свободные места на скамейках.

Нажимайте на картинки для их увеличения.

Все рейсы, кроме последнего, происходили без задержек. Задержка последнего аэрофлотовского рейса изначально была небольшой, в полчаса. Но по прилету это привело к посадке самолета на другом терминале, «В» вместо положенного «F». Пришлось нас перевозить аэропортовыми автобусами вокруг взлеток, подобным образом перевозили и багаж, так что небольшая задержка превратилась двухчасовую.

Аэрофлот, однако, показал себя и с хорошей стороны. По прилету в Афины я умудрился забыть свой нетбук (маленький ноутбук) в самолете. Пропажа была обнаружена только через несколько часов. Это привело к незапланированной покупке дополнительных карт памяти для фотоаппарата на острове. Тем не менее, перед посадкой на обратный рейс мне мой нетбук был возвращен.

Рейсы Эгейских авиалиний от Афин до Митилини и обратно были короткими (50 минут) и точными по расписанию. Давали легкие закуски (орешки, печенье) и напитки.

Новшество этого года - регистрация на рейс по интернету. У Аэрофлота - за сутки, у Эгейских авиалиний - за двое суток до полета. Здесь сам выбираешь себе места в самолете, можно также распечатать себе посадочный талон. Тем, кто регистрируется по старинке, то есть прямо перед полетом, думаю, достаются сейчас не самые лучшие места.

Апартаменты в гостинице были забронированы в марте через сайт booking.com. Предоплаты не было. Распечатка с сайта послужила подтверждением бронирования для получения визы. О гостинице напишу позже.

Документы на визу сдавали в визовый центр Греции в Москве за 3 месяца до поездки, в субботу. Там же, в помещении визового центра оформили страховку. Визы были готовы на третий рабочий день. Мы просили годовую, но дали нам визу на 7 месяцев с возможностью многократного въезда (мультивиза).

Машину на прокат я забронировал примерно за 3 недели до поездки на сайте конторы «Billy's Rent а car». Привлекла цена и возможность получить и сдать автомобиль а аэропорту. По прибытии на остров я заплатил 312 евро за 13 дней аренды и получил заметно поцарапанный экземпляр Opel Corsa. Все царапины были запротоколированы. Одновременно у меня взяли данные кредитной карты и заблокировали залог в размере 580 евро. О снятии залога на сайте - ни слова. И это вообще первый случай (из 12) в моей практике аренды автомобиля на греческих островах. Разблокировали только через месяц.

Наряду с осмотром достопримечательностей острова, нами была запланирована и осуществлена поездка с экскурсией в Турцию, на развалины древнего города Пергам. Об этом - в конце рассказа.

     

Введение

Лесбос (Ле́свос, Митили́ни) - остров в Эгейском море у берегов Малой Азии. Это третий по величине остров Греции (после Крита и Эвбеи), площадь - 1632 кв. км, население около 90 тыс. чел.

Лесбос формой немного напоминает треугольник, в который с юга глубоко входят два залива: Каллони́ и Ге́ра. Поверхность умеренно-холмистая, лишь в районе Каллони имеется небольшая равнина. Наивысшие точки - горы Лепе́тимнос (968 м) на севере и Олимп (967 м) на юге. Холмы покрыты лесом, главным образом средиземноморской сосной и оливой. Западная часть острова этот лес теряет, оставляя пейзажи из голого рыжего камня, покрытого лишь колючками.

Карта острова
Нажмите на часть острова на карте для перехода к ее описанию.

Единственный город и столица острова, Митилини - лежит на юго-востоке острова. Ее именем греки часто называют и весь остров.

Древнейшие следы присутствия человека датируются 3000 г. до н.э. Около 1100 г. древнегреческое племя эолийцев переправились на остров из Фессалии. Были основаны 6 древних городов, среди которых Митилини и Митимна. Согласно мифу, они названы в честь дочерей Макара, первого царя острова. А сам остров Лесбос назван в честь главного божества островитян.

В архаичный период Лесбос стал родиной для нескольких знаменитых поэтов: Терпандр, Арион, Алкей, а также для поэтессы Сапфо. А местный революционер и диктатор Питтак Митиленский входит в число Семи Мудрецов Греции.

Остров какое-то время находился под властью персов, затем в сфере влияния то Афин, то Спарты, пока не вошел в империю македонян. На острове жил Аристотель, здесь он начал проводить систематические зоологические исследования. Далее Лесбос вошел в состав Римской империи. Во II в. писатель Лонг написал здесь свой знаменитый пасторальный роман «Дафнис и Хлоя».

В 1355 г. остров был передан императором Иоанном V Палеологом в качестве приданного генуэзцу Франческо Гателузо, после чего там правила его семейная династия, а затем, в 1462 г., был захвачен турками. Среди турецкоподданых уроженцев острова стоит отметить Хайреддина Барбароссу, известного адмирала и пирата.

В 1912 г. после 1-й Балканской войны Лесбос воссоединяется с остальной Грецией.

Новое время приносит новые таланты. Среди них известный художник-примитивист Тео́филос Хадзимихаи́л, чьи картины весьма популярны на острове. Уроженцами Лесбоса были родители знаменитого поэта Одиссе́аса Эли́тиса, чьим именем назван местный аэропорт.

Лесбос известен продуктами своего сельскохозяйственного производства, а также алкогольным напитком узо. Здесь его, узо, родина и столица. Кроме того, известны остатки окаменелого леса и целебные источники острова.

Но настоящую славу Лесбосу принес тот факт, что в честь него названо... целое половое извращение. Все это благодаря вышеупомянутой поэтессе Сапфо, в некоторых стихах которой выражена страстная любовь к другим женщинам. Это привлекает на остров поток специфических туристов, вернее туристок.

Однако, не могу сказать, что подобная слава наполняет гордостью местных жителей. По крайней мере не всех. В 2008 г. группа островитян подала в суд на Общество гомосексуалистов и лесбиянок Греции, пытаясь запретить им упоминать имя острова и производные от него в своем названии. Но суд проиграли (наверное, из-за противодействия влиятельного лесбийского лобби в греческой системе правосудия). Тем не менее, проблема двусмысленности слова «лесбийский» существует (правда, не в русском языке, где можно сказать «лесбосский»). Например, автоматический переводчик с английского благодаря этой двусмысленности (а также неспособности английского прилагательного меняться по родам) записывает всех жителей острова независимо от пола в лесбиянки...

Итак, мы прибыли на остров лесбиянов и лесбиянок (в хорошем смысле) поздним вечером. Получили автомобиль и поехали на другой конец острова к нашему отелю в поселке Ми́тимна, в темноте и по незнакомой местности. Путь проходил через город Митилини. Бак был на нуле и я заправился. Заблудиться в городе тяжело, так как выездов из него немного, и рано или поздно дорога выведет на один из них, а поверхностное знакомство с планом города и с маршрутом поможет выбрать нужный выезд.

Наш выезд шел вглубь острова в сторону поселка Каллони. Эта дорога Митилини - Каллони, является основной и самой хорошей на Лесбосе. Поворотов немного и они не слишком крутые, а ближе к Каллони дорога вообще становится практически прямой. Следующий ориентир - Пе́тра. После Каллони местность становится гористой и ситуация с дорогой кардинально меняется, появляются участки с серпантином. Достигнув Петры, продолжаем путь до Митимны, здесь ехать недолго.

Издалека, даже в темноте, видна освещенная крепость на макушке холма, окруженная огоньками домиков, спускающихся от крепости к морю. Это и есть Митимна - самое красивое место на Лесбосе, но о нем я подробно расскажу позже.

Наша гостиница является одним из тех спускающихся террасами домиков и расположена в самом центре плотной застройки, так что места для парковки рядом нет. По приезду мы оставили машину на обочине дороги возле крепости, там же оставляли ее и все время нашего там пребывания. До жилища приходилось каждый раз спускаться по мощеной булыжником улице-лестнице, а на следующий день подниматься обратно.

Приехав на место около полуночи, я отправился на разведку, надеясь найти нашу гостиницу самостоятельно, однако на полпути вернулся и позвонил хозяину Йоргосу (мы переписывались по эл. почте перед поездкой). Он нас встретил, взял один из чемоданов, и проводил до места нашего жительства на предстоящие две недели.

Это были двухкомнатные апартаменты на первом этаже. В одной комнате кухонный уголок, стол, две кровати, вход в санузел; в другой комнате двуспальная кровать, шкаф, телевизор. Из обоих комнат - отдельный выход на улицу. Один из выходов выводит на площадку, огороженную стеной дома и стенами террасы следующего по высоте уровня. Здесь столик со стульями, бельевые веревки и горшки с декоративными растениями.

Гостиница имеет длинное название «The Schoolmistress With The Golden Eyes», что в переводе означает «Учительница с золотыми глазами». Это название антивоенного романа писателя Стра́тиса Мириви́лиса. Будто бы эта учительница по имени Стелла, любовница писателя, здесь жила.

На первом этаже кроме наших апартаментов расположена приемная отеля и общая кухня. На втором и третьем этажах находятся номера-студии и общий балкон. Йоргос предложил нам провести вторую неделю в одной из таких студий на третьем этаже, показал ее. С балкона открывается замечательный вид на крыши домов, колокольню церкви и берег моря. Однако отсутствие кухни в номере (кухня общая) не позволило нам на это согласиться. Однако мы всегда могли подняться на общий балкон, посидеть за столиком и полюбоваться закатом, например. Рядом с общим балконом на третьем этаже располагается журнальный столик с кучей книг и журналов (не на русском). Тут же маршрутизатор вай-фая. Кстати, интернет через вай-фай в отеле бесплатный.

Каждый день, кроме дня экскурсии в Турцию, мы проводили в разъездах по острову. В общей сложности проехали 1740 километров. Бензин заметно подорожал, стоит теперь почти 2 евро за литр. Всего на бензин истрачено 248 евро, при этом какая-то часть осталось неизрасходованной.

Перехожу к описанию тех достопримечательностей острова, в которых мы побывали. Упомяну и те, в которых мы не были. Как всегда, буду двигаться по кругу по часовой стрелке начиная со столицы. Закончу экскурсией в Турцию в древний город Пергам. Разделы: Митилини, Восток (окрестности Митилини), Юг, Центр, Запад, Север, Пергам. Все фотографии можно посмотреть здесь. А здесь можно скачать файл с отметками на карте Google Earth.

     

Митилини

Митилини

Митили́ни (Митилена) - столица Лесбоса, расположена на юго-восточном берегу острова и имеет около 27 тыс. жителей.

Это один из древнейших городов эгейского региона, он был основан примерно в X в. до н.э., предметы этого века и последующих эпох находят на территории города. Писатель Лонг во II в. н.э. в романе «Дафнис и Хлоя» описывает его так: «Город на Лесбосе есть - Митилена, большой и красивый. Прорезан каналами он, - в них тихо вливается море, - и мостами украшен из белого гладкого камня. Можно подумать, что видишь не город, а остров».

В наше время нет ни каналов, ни мостов. Холм, где стоит сейчас крепость, был когда-то островом, отделенным от города Эврипским проливом. Со временем наносы песка пролив уничтожили, и остров стал полуостровом.

Центр города с основными достопримечательностями находится... в северной его части, между холмом крепости и холмом напротив. Основная часть зданий здесь построена в конце XIX - начале XX веков. Впоследствии город разрастался главным образом только в южном направлении.

Холм А́гия Кирьяки́, это тот что напротив крепости, покрыт сосновым лесом (сосна здесь невысокая, средиземноморская), посреди которого расположен античный театр, построенный в эллинистический период и перестроенный в поздний римский. Театр большой, вмещает около 10 тыс. зрителей, пишут, что обладает превосходной акустикой, однако сохранилось от него лишь подковообразный рельеф зрительного зала, фундамент сцены и куча помеченных археологами камней. При подходе к театру открывается красивый вид на средневековую крепость.

Пишут, что крепость Митилини является самым мощным фортификационным сооружением в Восточном Средиземноморье. Не знаю как насчет мощи, но крепость на Родосе заметно больше. Тем не менее, и митилинская крепость производит впечатление своими размерами. Стены хорошо сохранились, некоторые участки укрепления имеют по два ряда стен.

Первая крепость была построена в византийскую эпоху, во времена Юстиниана, на месте древнего акрополя. Она занимала южную, верхнюю часть современной территории. Далее она перестраивалась и достраивалась в 1373 во времена Гателузо (средняя часть) и в 1677 во времена османов (северная или нижняя часть). Вход в верхнюю и среднюю части крепости открыт ежедневно кроме понедельника с 8.30 до 15.00 за 2 евро. И вообще, все огороженные археологические памятники и музеи Митилини закрываются в 15.00, это относится и к античному театру (там вход бесплатный).

Внутри крепости сохранилось несколько построек, в основном турецких. Среди них: цистерна для запаса воды при осаде, медресе (духовное училище), хамам (баня), теке (резиденция дервишей), больница-тюрьма и пороховой склад. В верхней крепости находится мечеть Куле (церковь Св. Иоанна Предтечи) и раскопки святилища Деметры и Коры.

2 ноября 1771 года во время русско-турецкой войны и 1-й Архипелагской экспедиции турецкое адмиралтейство, находящееся за крепостной стеной Митилини, было захвачено русским десантом. Строящиеся судна, а также все, что невозможно взять с собой, было уничтожено. Спустя два дня десант благополучно возвратился с трофеями на свои корабли.

С юга к крепости примыкает квартал Кио́ски, застроенный роскошными особняками позапрошлого и начала прошлого веков. Здесь расположен археологический музей. Вернее, два музея, старый и новый. Старый находится у моря в одном из особняков, новый - выше по улице, ближе к крепости, в новом здании. Плата за вход - 3 евро, один билет на два музея.

В старом музее выставлены находки, найденные в Митилини, в крепости, а также в древних поселениях острова: Терми́, А́нтисса, Митимна и других местах. В основном это мелкие мраморные статуэтки и посуда. Во дворе выставлены остатки больших статуй и капители колонн.

В новом музее - два зала с мозаичными полами и настенными фресками из домов Менандра и Телефоса, жившими в I - III вв. н.э., в других залах выставлены статуи, барельефы и керамика эллинистического и римского периодов.

Район Киоски спускается на юг к Новому порту, где причаливают паромы, связывающие остров с другими островами и с турецким берегом. На территории порта находится здание таможни и погранконтроля, которое нам пришлось пройти дважды во время поездки в Турцию. Рядом расположен крытый бассейн, а дальше - статуя Свободы, не такая большая как в США, однако. Свобода, как говорится, хоть и маленькая, но своя. Еще дальше - пляж Цама́кья.

Если есть Новый порт, то должен быть и Старый. Он располагался с противоположной, северной стороны крепостного полуострова и являлся главным портом до конца XIX в. Сейчас здесь находится небольшая гавань, пара таверн и набережная. Через дорогу, посреди жилой застройки - участок археологических раскопок и небольшая церковь Святого Павла. Район называется Эпа́но Ска́ла. Далее на север город заканчивается электростанцией, хорошо заметной высокими трубами.

От Эпано Скала на юг идут несколько улиц, одна из них - Э́рму (Гермеса) является главной торговой улицей Митилини, или Старым Рынком. С обеих сторон на нее выходят фасады закусочных и всевозможных магазинов: булочные, кондитерские, мясные, винные, сувенирные, ювелирные, аптеки и т. д. Мы были там два раза. В один раз, до полудня, улица была заполнена народом, в основном местными жителями. В другой раз, во время сиесты, она была пуста.

По ходу следования с севера на юг вдоль Эрму слева можно увидеть развалины мечети Йени́ Дзами́. Справа немного в глубине находится здание бывшей бани, Царси́ хама́м. Далее по обеим сторонам, также немного в глубине, в плотной застройке прилегающих кварталов, расположено несколько церквей. Среди них, справа: Св. Георгия, Св. Апостолов, Св. Симеона; слева: Фанероме́ни, Св. Феодоров, Св. Афанасия. Последняя является кафедральным собором, ее легко найти благодаря возвышающейся над городом готической колокольне.

Заключительный участок улица Эрму проходит параллельно берегу бухты и заканчивается у собора Святого Ферапонта (А́гиос Тера́пон), массивный купол которого виден издалека. Церковь построена в 1850 году уроженцем острова архитектором Арги́рисом Адали́сом и является сейчас визитной карточкой Митилини. Напротив собора расположен Византийский музей.

Пройдя квартал к морю, окажемся на набережной небольшой бухты, служащей гаванью для маломерных судов. На северном ее берегу, у площади Сапфо расположен фольклорный музей. С восточного берега, по дороге к Новому порту, открывается знаменитый вид на собор Святого Ферапонта со стороны моря. Южный берег бухты заставлен столиками ресторанов.

Следуя еще дальше на юг, выйдем к большой муниципальной парковке. Во время нашего приезда часть ее территории занимал цыганский табор. К нам сразу подбежал мальчик и стал просить молока для младенца («бэби гала»). В этот раз молока для младенца у нас с собой не было, поэтому ему пришлось уйти ни с чем.

В заключение отмечу, что особняки с интересной архитектурой можно встретить в разных частях города, не только в центре.

Далее...

     
Разрешается использовать в любых целях, но только в неизменном виде и при условии упоминания имени автора (CC-BY-ND). Автор Андрей К.