|
Иматия
|
|
Ном Имати́я расположен в западной части Центральной Македонии к северу от нома Пиери́я (там мы только что были), и к югу от нома Пе́лла (туда мы отправимся после). В древности Иматией (Эматией) называли прибрежную песчаную и болотистую равнину, примыкающую к заливу Термаикос и включающую устья рек Аксьо́с и Альякмо́н. Также это слово употреблялось (в частности Гомером и Гесиодом) для обозначения Македонии в целом.
Дорога Эгнатия приведет нас в столицу нома. Город Ве́рия, столица нома Иматия, расположена у подножия горы Ве́рмион и имеет около 45 тыс. жителей.
По преданию, город был построен македонским правителем, давшем ему название по имени своей дочери Вереи. Впервые о Верии упоминает Фукидид в 432 г. до н. э., хотя город существовал задолго до этого. Первыми жителями Верии было племя фригов, которое было изгнано македонцами. Во времена Македонского царства это был второй город после столицы Пеллы.
В 50-х гг. н.э. Верию посетил апостол Павел и основал здесь христианскую общину. В то время город был многолюдным, процветала еврейская диаспора. Уроженцем Верии был соратник Павла Сопатр, который долгое время сопровождал апостола после его возвращения в Азию.
Позже город пришел в упадок и был восстановлен императрицей Ириной, которая дала ему свое имя Иринополь. В дальнейшем город вернул себе прежнее название. Верия разделила судьбу всей Македонии, в средние века переходила из рук в руки и в 1389 г. попала под властью турок. Перед этим жители города под руководством монаха Серафима 8 месяцев героически обороняли свой город от османских войск. Как и вся Македония, в 1912 Верия стала частью Греции.
Представляет интерес еврейский район города под названием Барбу́та со старинными особняками, нависающими над крутым берегом реки Трипо́тамос. В городе сохранилось 48 церквей, получивших статус охраняемых памятников. Самая старая из них – трехнефная базилика старого кафедрального собора. Время ее постройки 1070 – 1080 гг., фрески внутри церкви датируются XII в. Во время турецкого владычества церковь была переделана в мечеть, о чем напоминает труба минарета. Во время нашего приезда храм находился на реставрации.
|
|
Нажимайте на картинки для их увеличения.
Далее из Верии двигаемся на юг. Переезжаем через реку Альякмон по плотине и едем до поселка Верги́на. Здесь ведутся раскопки первой столицы Македонского царства – Эги́ (Эге́с). Раньше с Эги ассоциировали лежащую далеко на северо-западе древнюю Эдессу. Все поменялось в 1977 г. когда в Вергине греческим археологом Манолисом Андроникосом были найдены царские гробницы. На сегодняшний день раскопана лишь незначительная часть древнего города (1% захоронений, 0,2% города).
Город Эги, построенный в начале ведущей на юг дороги, начал играть роль важнейшего центра региона в X – VIII вв. до н. э. Однако он не стал урбанистическим центром. Македонцы, изолированные в своей самодостаточности от других греков, остались в стороне от их экономического и политического развития, сохранив архаичные традиции гомеровского времени вплоть до эпохи эллинизма.
В середине VII в. до н. э. Пердикка I, дориец из Аргоса, стал царем македонцев. Таким образом Эги стал колыбелью династии Теменидов и его судьба стала неразрывно связана с судьбой царей этой династии, которые являлись потомками Геракла.
Богатые находки архаического захоронения (VII – V вв. до н. э.) подтверждают процветающее состояние города. Идеи и товары проникают в Эги с островов и из ионийских городов, Афин и Коринфа. В то же время местные продукты, это главным образом изделия из металла, отличаются строгостью и геометрической простотой, что отражает дорийское происхождение македонцев.
Расцвет Эги приходится на правление Филиппа II (359 – 336 гг. до н. э.) несмотря на то, что в это время была уже построена новая столица Македонии Пелла. Филипп как просвещенный монарх собирал вокруг себя в городе элиту интеллигенции, пользуясь примером афинского Перикла.
Повторяя судьбу всего Македонского царства, город Эги после поражения от римлян в 168 г. до н. э. был разрушен, покинут и забыт.
Главная достопримечательность Вергины – это уникальный археологический музей, расположенный под землей, внутри кургана, рядом с древними гробницами одна из которых является гробницей Филиппа II. Цена билета – 8 евро. Мы там были 18 апреля, в Международный день памятников, поэтому прошли бесплатно. Фотографировать внутри запрещено. Впрочем, это и не просто, так как зал лежит в полной темноте, лишь экспонаты находятся в слабом освещении. Я успел сделать несколько снимков пока меня на этом не поймали (выдал звук затвора). Надо сказать, фотографировать там есть что.
|
|
Внутри кургана диаметром 110 м и высотой 13 м расположены четыре гробницы. Две из них были разграблены наемниками галлами (галатами). Сам курган возведен для предотвращения дальнейшего разграбления захоронений.
Раскопки на кургане проводились экспедицией под управлением М. Андроникоса сразу после Гражданской войны. Первая из найденных гробниц (Гробница I) оказалась разграбленной еще в древности. Однако здесь сохранился уникальный образец настенной живописи, изображающий похищение Персефоны (Коры, Прозерпины) богом подземного мира Аидом (Гадесом, Плутоном). Здесь были найдены фрагменты костей, принадлежащих мужчине средних лет, молодой женщине и младенцу. Возможно, это и есть гробница Филиппа II, также здесь захоронены его последняя жена Клеопатра и их ребенок.
Следующая, Гробница II размером 9,5 х 5,5 м, оказалась неразграбленной. Посетители музея могут спуститься из зала по лестнице к фасаду гробницы. Она состояла из двух помещений и содержала фреску с изображением охоты. Здесь были обнаружены доспехи, оружие, утварь, т.е. все те предметы, которые сейчас выставлены в музее. Также были найдены два мраморных саркофага с золотыми погребальными урнами внутри. В урнах находились кремированные останки мужчины средних лет и молодой женщины. Долгое время считалось, что именно в этой гробнице похоронен Филипп II, однако сейчас ученые склоняются к мнению, что останки принадлежат его сыну, Филиппу III Аридею, убитому по приказу Олимпиады, матери Александра Великого. Другие останки из гробницы принадлежат жене Филиппа III Эвридике.
Еще одна, похожая на предыдущую, но чуть меньше по размерам, Гробница III, также не была разграблена. В ней был найден серебряный сосуд с кремированными останками юноши. Как предполагается, останки принадлежат Александру IV, сыну Александра Македонского и Роксаны, убитому в 13-летнем возрасте.
Последняя из найденных, Гробница IV, «гробница со свободно стоящими колоннами», была полностью разрушена, вероятно, при насыпке кургана. Кто захоронен – неизвестно.
В зале музея выставлены предметы, найденные в неразграбленных гробницах. Это мечи, щиты, доспехи, серебряная и керамическая посуда. Особое восхищение вызывают золотые венки, выполненные в виде тонко и точно изготовленных дубовых веток, листьев и желудей. Ну и главный экспонат – это золотой ларец весом 11 кг, в котором пребывал прах Филиппа III. На крышке ларца изображено солнце (звезда) с лучами, ставшее символом Македонии. Этот знак изображен на древних македонских монетах, щитах, а также на современном флаге БЮРМ. Кроме вещей из гробниц в зале выставлены фрески из тех же гробниц, а также могильные плиты, найденные при раскопках на кургане.
|
|
В Вергине также ведутся раскопки царского дворца. Это самое большое по площади (12500 кв. м) здание классической Греции. Оно было построено к 336 г. до н. э., ко времени, когда Филипп II, завоеватель всей Греции, решил отпраздновать свое всемогущество в Эги. Раскопки дворца огорожены забором и недоступны для посещений, видно что там активно ведется строительство.
|
|
Возвращаемся в сторону Верии к переправе через Альякмон, однако через реку не переезжаем, а поворачиваем налево и едем по этой дороге вдоль реки до монастыря. Здесь на склоне высокого берега Альякмона, у подножья горы Пиерия, расположен монастырь Иоанна Предтечи.
История монастыря теряется в глубине веков. Известно, что здесь в IX в. принял монашеский постриг Святой Климент Охридский, один из «разработчиков» кириллицы. В монастыре, согласно собственному завещанию, в качестве реликвии хранится голова святого.
К XIV в. этот регион приходит в запустение. В это время в пещерах возле монастыря поселяется великий просветитель Святой Григорий Палама с учениками. В те же годы прошел через монастырь Предтечи и Святой Афанасий, основавший впоследствии монастырь Великий Метеор.
В XVI в. со Святой горы Афон пришел в эти места Святой Дионисий, игумен Филофейского монастыря, и основал здесь киновию – общежитийный монастырь. Позже, не желая уступить требованиям жителей Верии, которые настаивали на том, чтобы святой стал их архиереем, Дионисий удалился и впоследствии на Олимпе основал монастырь Святой Троицы, который сегодня носит его имя. Святой Никифор, основатель монастыря в Заворде (ном Гревена), был другом и сподвижником Святого Дионисия.
Всего здесь чтут память двенадцати святых, так или иначе связанных с монастырем. Все они посещали обитель, жили подолгу или краткое время под сенью монастыря Иоанна Предтечи.
После восстания в Наусе в 1822 г. турки сожгли все монастыри в округе, в том числе и этот. Однако монахи смогли вовремя спрятать реликвии. Возвратившись, они нашли лишь выжженные земли. Восстановить все удалось только к 1835 г. В наши дни монастырь имеет вид, приобретенный в то время.
Перед входом в монастырь расположена беседка с источником. Войдя в ворота внутрь крепостных стен обители, мы окажемся в первом монастырском дворе. Здесь разгуливают павлины, а в монастырском магазинчике можно купить все что понравится. Причем во время нашего приезда продавца там не было, и можно было взять выбранные вещи, а деньги за них кинуть в приспособленный для этого ящик. Я приобрел здесь путеводитель паломника и компакт-диск с церковными песнопениями.
Дальше за еще одними воротами расположен второй двор. Здесь находится трапезная и синодальный зал. Слева – вход в пещеру. Еще дальше расположен кафоликон, главный храм. Это трехнефная базилика, посвященная Усекновению Честной Главы Иоанна Предтечи. Слева от церкви находится источник; беседка, сооруженная над ним, служит сегодня колокольней. Напротив храма расположено крыло с кельями. С недавно построенной возле церкви террасы открывается замечательный вид на реку Альякмон и горы.
Если пройти дальше по низкому коридору, можно попасть в западное крыло монастыря. Там мы не были и я не знаю, доступен ли этот проход для посетителей монастыря. Здесь расположены монашеские кельи а также здание, где в течение десяти лет до 1915 г. функционировала семинария. В конце находится старый кафоликон монастыря, построенный в 1622 г.
За пределами монастыря, на западе, находится водопад, а за ним пещеры, в которых жили святые насельники обители, в том числе Григорий Палама.
|
|
Возвращаемся в Верию и дальше едем из города на запад. Старая дорога, соединяющая Верию и Козани (город в Западной Македонии), приводит нас в деревню Кастанья́. Выше нее, на склоне горы Вермион расположен монастырь Богородицы Сумела́ (Панаги́я Сумела́). Тут мне могут возразить, сказать, что монастырь Панагия Сумела находится в Малой Азии, возле города Трапезунд (Трабзон). Это так и не так. Действительно, изначальный монастырь с таким именем находится на территории Турции, однако чудотворная икона Богородицы, в честь которой возведены и тот и другой монастырь, теперь здесь, в Иматии.
Панагия Сумела, Госпожа Понта, олицетворяет собой веру понтийских греков, хотя ее первое название, Афиньо́тисса, означает «Богородица афинская».
По преданию, икона написана евангелистом Лукой, после смерти которого его ученик перевез ее в Афины, отсюда и название иконы – Афиньотисса. В конце IV в. Панагия Афиньотисса предстала во сне перед монахами Софронием и Варнаввой, повелев им пройти в церковь где хранилась икона. Там они увидели, как икона вылетела в окно и вознеслась в небо, при этом был слышен голос Богородицы: «Я иду на Восток, к горе Мела, следуйте за мной». Монахи проследовали к горе Мела, которая, как оказалась, находится на Понте, возле города Трапезунд. Там на отвесной скале они построили монастырь. Его, как и саму икону стали называть Сумела, что значит «с горы Мела». Икона пробыла здесь почти 16 веков, приобретя славу чудотворной исцелением бесплодных женщин.
Во время обмена населением между Турцией и Грецией 1923 г., прежде чем покинуть Понт, монахи спрятали икону вместе с евангелием Святого Христофора и крестом трапезундского императора Мануила Комнина. Кстати, видимо именно эти реликвии стоят сейчас перед иконой (это видно на фотографии).
В 1930 г. было достигнуто соглашение, позволяющее Греции вывезти символы Православия из Турции. Эта миссия была возложена на монаха Амвросия Сумельотиса, понтийца по происхождению. В 1931 г. он приехал сначала в Константинополь, затем на Понт, нашел спрятанные сокровища и благополучно перевез их в Грецию. Икона снова вернулась в Афины и была помещена в Византийский музей.
В 1951 г. по инициативе понтийского общества «Панагия Сумела» на склоне горы Вермион был построен новый монастырь. В следующем 1952 г. сюда из Афин перенесли икону Богородицы вместе с другими реликвиями. Монастырь с тех пор стал всемирным центром Понтийского православия и эллинизма. Здесь же возле храма похоронен тот, кто вернул икону – монах Амвросий Сумельотис.
Мы сюда приехали в праздничный день, возле монастыря и в самом монастыре было довольно много народу. При этом в храме возле иконы никого не было и мне удалось ее сфотографировать.
В одной из торговых лавок возле монастыря мы купили некую сладость под названием «халва», однако на халву она не похожа. По виду напоминает лукум, такая же желеобразная масса, однако по вкусу от лукума отличается.
|
|
Возвращаемся в город и далее держим путь на северо-запад от Верии в город На́уса. Он лежит у подножья горы Вермион, имеет 21 тыс. человек населения и является одним из немногих городов-героев Греции, официальное название: героический город Науса.
Во II в. до н. э. римляне основали здесь колонию Новая Августа. Претерпев ряд преобразований, это название дожило до современного варианта – Науса. В конце римского периода город обезлюдел.
Новое заселение произошло примерно в 1430 г. После турецкого завоевания весь этот регион перешел под покровительство султанши (валиде ханум), что давало значительные привилегии местному населению. Это касается налогов, вопросов самоуправления и расселения. С самого начала Науса была христианским, преимущественно греческим городом, кроме судьи и воеводы здесь не было других османов. Все это послужило причиной бурного культурного и экономического развития Наусы.
Несмотря на все свое благополучие, жители Наусы приняли участие в Национально-освободительной борьбе. В 1822 г. город поднял восстание, османский гарнизон в крепости Зафираки был взят в плен. В последующей битве повстанцы одержали победу над османским войском, однако присланное подкрепление окружило город. Науса пала 22 апреля 1822 г., город был полностью разрушен. Последние защитники были перебиты в крепости Зафира́ки. Женщины и дети, не желая сдаваться в плен погибали, бросаясь с высокого обрыва в реку Ара́пицу. Сейчас на этом месте стоит памятник. В память об этих событиях в 1955 г., т.е. спустя 123 года, Наусе было присвоено звание «героического» города.
После восстания все льготы у Наусы были отняты. Тем не менее, к концу XIX в. город переживает очередной расцвет. Бурно развивается промышленность, главным образом текстильная. После присоединения к Греции и обмена населением с Турцией количество жителей города увеличивается благодаря беженцам. Во время Гражданской войны 1946 – 1949 гг. Науса оказалась в центре боевых действий. Партизаны Демократической армии Греции, боровшиеся с хунтой, несколько раз занимали город.
Сегодня Науса известна своим виноделием. Всемирной славой пользуется одноименное сухое красное вино «Науса». Во время праздника апо́криес (греческая масленица) фонтан на центральной площади города наполняется этим вином.
|
|
В 3 км к юго-западу от города, на берегу реки Арапицы, находится парк Святого Николая. Это прекрасное место для прогулок под тенью вековых платанов.
|
|
К северо-востоку от Наусы располагался когда-то древний город Ми́еза, населенный изначально фригами, которых позже заменили македонские племена. Раскопано несколько памятников эллинистической эпохи. Первый из них и ближайший к Наусе – Школа Аристотеля.
В 343/2 г. до н. э. царь Македонии Филипп пригласил философа Аристотеля в Миезу для обучения своего тринадцатилетнего сына Александра. Аристотель, великий мыслитель, ученый и философ, в то время еще не был широко известен, однако обладал хорошей репутацией в Афинах и в некоторых других местах.
Школа обосновалась в Нимфеоне, святилище поклонения речным нимфам, расположенном недалеко от города Миеза в месте у реки с богатой растительностью и природными источниками, которое остается таким же идиллическим и сегодня. Александр и избранный круг студентов, все из аристократических македонских семей, посещали школу два года. Здесь на тенистых тропинках и на каменных скамейках будущий правитель мира постигал основы философии и поэзии, математики и естественных наук.
В 340 г. до н. э. шестнадцатилетний студент закончил школу и вернулся в Пеллу, чтобы стать регентом, заменив отправившегося в очередную завоевательную экспедицию отца.
Школа располагалась на площадке возле обтесанной до вертикальных стен скалы. Сохранился фундамент портика, здесь стояла колоннада ионического ордера. В скале имеются отверстия – это входы в пещеры. Всего пещер этих три: вход в первую перекрыт решеткой, зато в две другие можно пройти.
|
|
Рядом со школой расположен современный культурный центр с памятником Аристотелю.
|
|
Между деревнями Копано́с и Лефка́дья находится древний театр. Он датируется II в. до н. э., вместимость около 1500 зрителей. Во время нашего приезда на месте театра велось активное строительство, древний театр становится современным.
|
|
Возле деревни Лефкадья, у дороги Верия – Ски́дра расположены в ряд, но на некотором расстоянии друг от друга, четыре древнемакедонских захоронения. К сожалению, все они были для нас за закрытым забором. Пройти удалось только к одному из них, да и то только потому, что это захоронение не охранялось и, видимо, оно является наименее интересным, так как охранять там нечего. Тем не менее, расскажу о каждом из них.
Захоронение Лисона – Калликла названо по имени первых похороненных. Это небольшой двухкамерный могильник с хорошо сохранившимися настенными росписями. Посетителей внутрь не пускают из-за сохранения микроклимата внутри помещения. Всего здесь покоится в нишах в стене прах 22 человек, умерших между концом III и серединой II вв. до н. э., это пять поколений одной семьи.
Захоронение Кинха находится прямо у дороги Верия – Скидра и является единственным неохраняемым. Оно названо в честь датского ученого, раскопавшего его в конце XIX в. Это двухкамерное захоронение, построенное в первой половине III в. до н. э. Одна из стен была расписана. Роспись эта не сохранилась, узнать о ней мы можем лишь по рисункам археолога (македонский воин-всадник атакует перса).
Захоронение Страшного суда датируется последней четвертью IV в. до н. э., также имеет две камеры и является самым большим из найденных македонских захоронений. Название свое оно получило из-за изображенных на фасаде персонажей. На четырех панелях между колоннами фасада изображены: сам умерший; Гермес, сопровождающий умершего в царство мертвых Аид; два судьи над мертвыми Эакос и Радамантис. Эти судьи были назначены Зевсом из числа своих сыновей, причем этих судей было трое. Третий, Минос, здесь не показан. Все персонажи на панелях, кроме умершего, подписаны. Скорее всего этим умершим и здесь захороненным был хорошо известный местный военачальник.
Еще одно двухкамерное захоронение, захоронение Антемия, датируется первой половиной III в. до н. э. и названо из-за скульптурных украшений в виде пальмовых листьев, антемиев, венчающих фасад гробницы.
|
|
Далее следуем по дороге Верия – Скидра на север и покидаем Иматию. В деревне Маврову́ни выезжаем на дорогу Салоники – Эдесса и поворачиваем направо в сторону Пеллы.
| | |