|
Метеоры
Метеоры (Мете́ора, в переводе: «парящие в воздухе») – это уникальный монастырский комплекс, расположенный на вершинах скал. Это одно из самых замечательных по красоте и обязательных для посещения мест в Греции.
Метеоры находятся на северо-западе провинции Фессалия, ном Три́кала, рядом с городом Каламба́ка и поселком Кастра́ки. Добраться из Салоник до Метеор можно двумя путями. Можно воспользоваться трассой Салоники – Афины, в Ларисе повернуть направо и далее Трикала, Каламбака. Дорога прямая, без горных участков. Другой путь: пользуясь дорогой Эгнати́я, и также как и мы, съехать с нее у деревни Панаги́я. Затем, правда, придется немного попетлять на горных участках дороги, однако считается, что этот путь короче.
Согласно научной гипотезе, скалы Метеор возникли около 60 миллионов лет назад и являются аллювиальными отложениями в устье древней реки, впадающей в море, которое находилось в то время на месте Фессалийской долины. Тектонические силы, вода и ветер придали современную форму скалам. Их можно разглядеть издалека, спускаясь по дороге в долину. Подъехав ближе, мои родители поставили под сомнение уникальность этих скал, назвав их «Красноярскими столбами»…
Местом нашего пребывания в Метеорах был апарт-отель «Archontiko Mesochori» в деревне Кастраки. Это милый трехэтажный домик, выполненный в традиционном для этих мест стиле. Мы заняли два двухкомнатных номера: родители на втором этаже, мы на третьем. В номере гостиная с кухонным уголком, балконом и камином, отдельная спальня и санузел. Везде красивая, под старину, мебель. С балкона открывается замечательный вид на деревню и скалы. Рядом с домом имеется парковочное пространство на три машины. Стоит отметить, что отель мы нашли не сразу, так как координаты от booking.com оказались не совсем точными.
|
|
Нажимайте на картинки для их увеличения.
Немного истории. Уже в XI в. первые отшельники вскарабкивались на скалы Метеор в поисках приюта и успокоения в их впадинах. Небольшая община аскетов в XII в. была преобразована в скит Ду́пьяни или стагийский скит (Стаги́ – старое название города Каламбака). Центром поклонения являлся «Кирьяко» – небольшой храм Богородицы на скале Дупьяни, куда каждое воскресенье отшельники собирались из своих келий и молелен на евхаристическую встречу.
Значительную роль в развитии метеорского монашества сыграло прибытие в первой половине XIV в. святогорцев, которые стекались сюда из-за турецких набегов на Афон. Среди прочих здесь нашел прибежище старец Григорий со своим слугой преподобным Афанасием, будущим основателем монастыря Великий Метеор. Афанасий ввел здесь общежительное монашество по афонскому образцу, которое в конечном счете возобладало над идиоритмами (необщежительными монастырями) и аскезой в одиночку.
В начале турецкого владычества здесь было отреставрировано или построено заново более двадцати монастырей. Поэтому Метеоры справедливо считают самым значительным монастырским комплексом после Святой горы. Однако большинство монастырей было заброшено и исчезло с лица земли.
В наши дни действующими и принимающими посетителей остаются шесть монастырей: Великий Метеор (Преображенский), Варлаама (Всех Святых), Русану, Святого Николая Анапавсаса, Святой Троицы и Святого Стефана. Кроме того, отреставрированы и действуют монастыри Сретения (Ипапандис), Святого Николая Бандоваса и Святого Антония. Однако они туристов не принимают и в настоящее время каждый из них является подворьем одного из шести главных метеорских монастырей.
|
|
К монастырям проложена автомобильная дорога, перед каждым из них у дороги имеется парковочное пространство, способное вместить несколько автобусов с туристами. Тем не менее, чтобы попасть в монастырь, почти всегда (кроме Св. Стефана) нужно подниматься наверх по каменной лестнице. Причем эти лестницы были сделаны только в 20-х годах XX в. До этого наверх можно было взобраться по навесным деревянным лестницам. Кроме того, можно было подняться в специальной подвешенной на веревке сети, при этом сверху монахи должны было крутить ворот, наматывая веревку и поднимая сеть с грузом. При этом грузом могли быть не только люди, но и строительные материалы, продукты питания и прочее. В наши дни к монастырям кроме каменных лестниц ведут и механизированные средства транспорта: канатные дороги, лифты, но они не для туристов.
Цена билета на входе каждого из монастырей составляет 3 евро – одна цена, не зависящая от размеров доступной для посетителей территории, наличия или отсутствия музея.
Расписание часов, когда монастыри отрыты для посещения, оказалось вещью чрезвычайно изменчивой. Перед поездкой у меня было два расписания из интернета, они не совпадали друг с другом и, как оказалось, не совпадали также и с реальным расписанием на момент нашего посещения Метеор. Из-за этой неразберихи с расписанием мне не удалось побывать в монастыре Русану. Публикую расписание, действительное на конец апреля 2014 г. для четырех из шести монастырей:
Великий Метеор: с 9 до 17 ежедневно кроме вторника;
Русану: с 9 до 14 ежедневно кроме среды;
Святой Троицы: с 9 до 17 ежедневно кроме четверга;
Святого Стефана: с 9 до 13.30 и с 15.30 до 17.30 ежедневно кроме понедельника.
По моим наблюдениям, неизменным остается лишь выходной день в монастыре. Для Варлаама летом это пятница, зимой – четверг и пятница. У Святого Николая Анапавсаса выходных нет, зато зимой он закрыт.
Теперь приступим к описанию каждого монастыря по отдельности. Будем двигаться по дороге от деревни Кастраки.
Первый монастырь на пути – Святого Николая Анапавса́са. Это самый маленький из шести монастырей. Небольшие размеры скалы повлияли на формирование архитектурного решения монастыря, который развивался в высоту, надстраивая один этаж за другим.
На первом этаже расположена маленькая часовня, посвященная Св. Антонию. Выше уровнем находится кафоликон монастыря – церковь Св. Николая. Она без окон, увенчана низким куполом и имеет просторный притвор. Алтарь вынужденно обращен на север. На третьем этаже находятся кельи, трапезная, часовня Иоанна Предтечи и склеп. Поднявшись выше, окажемся на площадке на вершине скалы, откуда открываются замечательные виды на окрестности.
Происхождение названия монастыря неизвестно, однако оно вызывает ассоциацию скорее с отдыхом («анапавси» - отдых), чем с чьим-то именем.
Первое присутствие монахов на скале Анапавсаса относится к XIV в., так как в это время была построена часовня Св. Антония, этим же временем датируются некоторые фрагменты росписи в ней. В начале XVI в. была предпринята коренная перестройка монастыря, построили современный кафоликон. Примерно к этому же времени относится и первое упоминание о монастыре (Были и другие упоминания о монастыре Св. Николая, но не известно, к этому ли монастырю они относились). В 1527 г. была завершена роспись стен кафоликона известным критским художником Феофаном Стрелидзасом Батасом.
В начале XX в. монастырь пришел в запустение и был закрыт. Однако в 60-е годы его заново отстроили, а настенные росписи отреставрировали.
|
|
Следующий монастырь у дороги – Руса́ну (Арса́ни, Св. Варвары), расположенный на вершине высокой и узкой скалы. Помимо лестниц, путь к входу в обитель проложен через два моста между скалами. Современный монастырь имеет три этажа, на втором из которых находится небольшой кафоликон, посвященный Преображению Спаса. Как уже отмечалось, пройти внутрь монастыря нам не удалось.
Происхождение названия монастыря неизвестно. Вероятно, Русанос – это фамилия одного из первых отшельников, поселившихся на скале. В XVI в. братья из Янины Иоасаф и Максим взяли на себя восстановление разрушенного временем монастыря. Около 1530 г. был построен кафоликон, в 1560 г. на его стенах появились росписи, сделанные неизвестным художником критской школы.
Долгое время монастырь находился в запустении. После войны здесь жила старица Евсевия из Кастраки, после ее смерти в 1971 г. монастырь закрыли. В 80-х годах монастырь подвергся значительному ремонту и реставрации и стал работать как женская обитель.
|
|
Дальше наша дорога подходит к развилке. Слева два монастыря и справа – два. Сначала поедем налево.
Первый после развилки монастырь – Варлаа́ма (Всех Святых). Он расположен на высоте 589 м над уровнем моря и 125 м над уровнем дороги. Вершина скалы Варлаама больше по площади, чем у скал двух предыдущих монастырей, поэтому и сам монастырь больше. Работает музей и магазин. Здесь мною был куплен «Проскинитарий Святых Монастырей», это что-то вроде путеводителя, откуда и взята большая часть изложенной здесь информации.
Согласно преданию, скала монастыря впервые была заселена в первой половине XIV в., здесь поселился современник Афанасия Метеорита анахорет Варлаам, по имени которого скала получила свое название. Согласно житию преподобного Афанасия, когда-то Варлаам с помощью своей пращи изгнал негодяев, пытавшихся ограбить преподобного старца.
Однако первыми ктиторами (строителями, основателями) монастыря были братья иеромонахи Нектарий и Феофан, представители известной семьи Апсаросов из Янины. Два ктитора и их слуги, Бенедикт и Пахомий, добравшись до скалы Варлаам в 1517, нашли ее необитаемой и пустынной. Они перестроили с основания находившийся там обветшавший Трехсвятительский храм, который стал первым кафоликоном монастыря.
Позже в 1542 г., еще при жизни ктиторов, был построен новый кафоликон, посвященный Всем Святым и способный вместить возросшую братию монастыря. Кафоликон состоит из главного храма по типу вписанного в крест с куполом и боковыми хорами и просторной литии со вторым куполом. Стены в главном храме расписаны в 1548 г. известным художником Франгосом Кателаносом. Лития кафоликона была расписана в 1565 г. иконописцами из Фив братьями Кондарисами Георгием и Франгосом.
На протяжении XVIII в. и до середины XIX в. монастырь служил местом ссылки мирян и клириков по инициативе патриарха или поместных митрополитов. К началу XX в. монастырь пришел в упадок. С 60-х годов он начал восстанавливаться, появились новые монахи, была осуществлена тщательная реставрация построек монастыря.
Кроме кафоликона, на территории монастыря имеется церковь Трех Святителей – первая церковь на скале, перестроенная ктиторами в 1517 г. и затем еще раз после разрушения в 1627 г. Кроме этого: небольшая часовня Святых Бессребреников, просторная трапезная, кухня, больница, винный погреб и башня.
|
|
Рядом с Варлаамом, на соседней скале, расположен самый большой и самый высокий монастырь – Великий Метеор (Преображенский). Высота скалы достигает 613 м над уровнем моря. Самая большая доступная для посетителей территория, где находится несколько музейных залов различной тематики. Если была бы возможность посетить только один из метеорских монастырей, я бы выбрал этот.
Чтобы добраться до монастыря от дороги, нужно сначала немного спуститься, а затем подняться по каменной лестнице, часть пути пройдет в прорубленном в скале тоннеле.
Ктитором монастыря незадолго до середины XIV в. стал преподобный Афанасий Метеорит. Около 1332 г. Афанасий пришел на Афон и был там пострижен в монахи. Из-за турецких набегов Афанасий вместе со старцем Григорием покинули Святую гору и, посетив Салоники и Верию, в конце концов обосновались на безмятежных скалах Метеор.
Стремясь к большему уединению, Афанасий с разрешения своего старца взобрался на обрывистую скалу Метеоро. Здесь он построил свой скромный скит, который в наши дни находится перед входом в монастырь, в углублении в скале с левой стороны, и организовал первую монашескую общежительную общину. Вначале монастырь был посвящен Богородице Петры Метеоритиссы, а затем Преображенному Спасу, в честь которого был построен новый храм.
Преемником Афанасия был греко-сербский игемон Фессалии Иоанн Урош Палеолог. В возрасте 22 лет он отрекся от светской власти и постригся в монахи, получив имя Иоасаф. Он восстановил и расширил первоначальный храм Христа Спасителя, который сейчас является алтарем кафоликона монастыря.
В XVI в. в монастыре наблюдалось значительное развитие. Большой вклад в этот процесс внесли игемоны Валахии, жертвуя большие средства монастырю. В 1545 г. было завершено строительство кафоликона. Роспись его стен было завершено в 1552 г., их автором, скорее всего, является известный критский иконописец Дзьордзис.
Архитектурный комплекс монастыря дополняют трапезная, кухня, богодельня-больница, построенная в 1572 г. а также несколько часовен. Монастырь располагает большой коллекцией икон, резных деревянных изделий, вышитых золотом церковных тканей. Здесь также имеется одна из богатейших монастырских библиотек.
После освобождения Фессалии от турецкого ига (1881 г.) монастырь пережил длительный период упадка. В середине XX в. он был превращен в пансион для туристов. Восстановление монастыря произошло в 1963 г. С тех пор монастырская братия отреставрировала комплекс монастырских зданий, восстановила и сохраняет свои многочисленные реликвии в ризнице, демонстрирует национальное наследие, историю и традиции Греции, создав ряд тематических музейных экспозиций.
|
|
Спускаемся на дорогу и едем обратно до развилки. На развилке двигаемся прямо в сторону двух оставшихся монастырей. Они расположены несколько в стороне от остальных, на скалах, возвышающихся над Каламбакой.
Ближайший из этих монастырей – Святой Троицы. Это самый труднодоступный монастырь Метеор. Чтобы до него добраться, нужно сначала спуститься, а потом подняться примерно на такую же, довольно значительную высоту. То есть подниматься приходится не только когда идешь туда, но и когда идешь обратно.
Мы там были во время дождя и сильного тумана, так что виды со скалы были для нас недоступны, пропадали в тумане даже близлежащие объекты. Зато кое-что интересное было снято внутри: настенные росписи и внутреннее убранство кафоликона, а также башня монастыря с воротом, намотанным на него тросом и сетью для подъема грузов.
Согласно одному свидетелю, монастырь был основан неким монахом Дометием около 1438 г., однако это предание не подтверждается письменными свидетельствами. Вероятно, первые отшельники обосновались здесь в то же время, что и на других метеорских скалах, в начале XIV в. Первое упоминание о монастыре встречается в указе 1362 г.
Центральный храм кафоликона является старейшей постройкой монастыря и датируется 1458 г. Существующая в настоящий момент роспись была сделана в 1741 г. братьями Антонием и Николаем. В конце XVII в. к центральному храму были пристроены ризница и лития. Старый резной деревянный иконостас был украден в 1979 г., сейчас здесь стоит новый. Вместе с иконостасом украли великолепные старинные иконы.
Кроме кафоликона на территории монастыря имеется: храм Предтечи с фресками конца XVII в.; старая трапезная, превращенная в наши дни в храм Успения Богородицы; Архангельская часовня, где находится мощехранилище; башня, куда с помощью сетки поднимаются грузы.
|
|
Следующий и последний в нашем списке монастырь – Святого Стефана. Он расположен на крайней скале, с которой открывается великолепный вид на Каламбаку и на Фессалийскую долину. Это к тому же самый доступный монастырь Метеор, никуда подниматься не нужно. Чтобы забраться на монастырскую скалу, надо перейти лишь мостик.
Время основания монастыря неизвестно. Согласно многим свидетельствам, когда-то (до 1927 г.) на скале поблизости от входа в монастырь была высечена надпись «6770 Иеремия». 6770 это 1192 г., а Иеремия, вероятно, это первый отшельник, поселившийся на этой скале.
Ктиторами монастыря являются преподобные Антоний и Филофей. Первого из них предание связывает с семьей Кантакузинов. Грамота Вселенского патриарха Иеремии I (1545 г.) утверждает независимость монастыря, в ней говорится о строительной и иного рода деятельности Филофея.
Возведенный Филофеем старый кафоликон Святого Стефана – это небольшая базилика с деревянной крышей, расписанная неизвестным автором в середине XVII в. Больший по размерам новый кафоликон Святого Харлампия был сооружен в 1798 г. Он построен по афонскому типу, т. е. является крестово-купольным. Стены храма в августе 1992 г. начал расписывать признанный иконописец Власий Цоцонис. В наши дни в храме хранятся мощи Святого Стефана и глава Святого Харлампия.
Архитектурный ансамбль монастыря дополняют трапезная, кухня и часовня Святого Покрова, а также кладбищенских храм Архангелов и святой мученицы Клавдии. Трапезная была построена в 1857 г. и в наши дни она превращена в ризницу-музей, где представлены различные реликвии, церковная утварь, рукописи и книги.
Монастырь работал в качестве мужской обители вплоть до Второй мировой войны, когда он подвергся значительным разрушениям. В 1961 г. королевским указом монастырь из мужского был преобразован в женский. В 70-е гг. при монастыре работал сиротский приют – начальная школа для девочек, преподавание в которой вели монахини.
|
|
На этом завершим обзор шести главных метеорских монастырей. Надо сказать, что кое-где у дороги, идущей между монастырями, оборудованы площадки для парковки. Это места естественных обзорных площадок. Здесь можно остановиться и пройти к скалам, с вершин которых открываются завораживающие, не с чем не сравнимые виды. С некоторых из этих площадок видны сразу пять из шести монастырей.
|
|
Круговые панорамы из Метеор
|
Нажмите на одну из картинок для перехода на отдельную страницу с панорамой.
|
Теперь можно рассказать о других достопримечательностях Метеор.
К северу от основного комплекса метеорских монастырей, во впадине отвесной скалы расположен небольшой монастырь Сретения (Ипапанди́). Главный храм был построен в 1357 г. и посвящен Вознесению. В наши дни монастырь Сретения является подворьем монастыря Великий Метеор, который недавно осуществил его обширную реконструкцию и реставрацию.
Далее отправимся в деревню Кастра́ки, место нашего жительства в Метеорах. Прогуляться по самой деревне у меня хватило времени лишь на один раз, причем в темное время суток, так что из фотографий Кастраки у меня есть только снимки с метеорских скал и с балкона гостиничного номера.
Деревня Кастраки расположена у западного подножья метеорских скал. Она имеет древнюю и богатую историю. Название свое деревня получила от византийской крепости, руины которой можно увидеть и сегодня (Кастраки – это уменьшительное от «кастро», что значит «крепость»). В настоящее время в деревне проживает около 1200 жителей, занимающихся туризмом, сельским хозяйством и народными промыслами.
|
|
На территории деревни, рядом со скалой Святого Николая Анапавсаса расположена скала Дупьяни. У ее подножия стоит небольшая и скромная церковь Богородицы Ду́пьяни. Это один из старейших памятников Метеор, он использовался первыми метеорскими отшельниками как место поклонения. Храм впервые упоминается в качестве небольшого монастыря в конце XII в.
На противоположной скале, посреди отвесной каменной стены видна небольшая пещера, заполненная разноцветными пятнами. Это место, где когда-то был монастырь Святого Георгия Мандила́са (трудно в это поверить, пространства для монастыря там совсем мало), а разноцветные пятна – это головные платки, косынки («мандила» это и есть в переводе «головной платок, косынка»). Согласно традиции, каждый год в празднование дня Святого Георгия после церковной службы деревенские молодые люди залезают на скалу, развешивают там платки и зажигают лампады. Платки висят там до следующего праздника и обозначают пожелания крепкого здоровья.
Монастырь Святого Георгия Мандиласа был основан в XIV в. Существует предание. В годы османского владычества у подножья монастырской скалы рос густой лес, вырубка деревьев здесь была запрещена. Однако один из солдат турецкого гарнизона Кастраки пренебрег этим запретом и начал рубить дерево. В тот же момент он неожиданно свалился как мертвый. Начальник гарнизона, думая что солдат был убит кем-то из неверных, приказал всем собраться на площади. Здесь он пригрозил местным жителям суровыми карами, если они не выдадут убийцу. В этот момент все услышали громкий голос, исходивший со стороны монастыря. Было сказано, что солдат не убит, а наказан Святым Георгием. И чтобы умилостивить святого турки должны ему что-нибудь подарить. Тогда жена начальника сняла с себя и отдала головной платок, который в скором времени доставили в монастырь и повесили на икону святого. После этого турецкий солдат встал, оказавшись живым и здоровым.
|
|
По дороге из Кастраки в Каламбаку свернем в одном месте налево в сторону скал. Грунтовка заканчивается в местечке Кофи́ни, у маленькой церкви Рождества Богородицы. Пройдя дальше к скале Пикса́ри можно увидеть как бы «встроенное» в скалу здание. Это скит Святого Антония (XIV в.). В скале напротив можно увидеть еще одно «встроенное» здание – скит Святого Николая Ба́ндоваса (Кофи́наса, XV в.). Оба скита в 1994 г. были переданы монастырю Святой Троицы, перестроены и отреставрированы.
Кроме этого, в небольших пещерах на теле скалы Пиксари можно увидеть деревянные конструкции. Это заброшенный скит Преподобного Григория. В такие же пещеры, расположенные внизу скалы, можно забраться без всякого специального снаряжения.
|
|
Заключительный пункт в нашем путешествии по Метеорам – город Каламба́ка. Он расположен у южных подножий Метеор, слева от реки Пиньос (Пеней) в том месте, где река входит в Фессалийскую долину. Население составляет 12 тыс. жителей.
Город известен с эллинистических времен под именем Эгинион. В 167 г. до н. э. он был разрушен римлянами, однако продолжил свое существование. С начала X в. его стали называть Стаги́, что отражено в названии местной митрополии. Современное название город получил после турецкого завоевания, в это время Каламбака стала важным торговым центром. В 1854 г. здесь вспыхнуло антитурецкое восстание. Окончательно город вместе с остальной Фессалией был присоединен к Греции в 1881 г.
Главной достопримечательностью Каламбаки является церковь Успения Богородицы, расположенная на северо-востоке города у самого подножья скал. Храм, представляющий собой трехнефную базилику, построен около 1000 г. на руинах более старой церкви. Внутри храм богато украшен фресками. Более ранние росписи относятся к XI – XII вв., они сохранились на восточной стене южного нефа. Остальные фрески выполнены в 1573 г. священником Кирьязисом и критским монахом Неофитом, сыном художника Феофана.
Сейчас церковные фрески находится на реставрации, стены в лесах. Вход в церковь платный – 2 евро, фотографировать внутри запрещено.
|
|
Завершив прогулку по Метеорам, проедемся по окрестностям. Здесь есть на что посмотреть.
| | |